ГЕРОДОТ, древнегреческий историк, "отец истории". Родился в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) на юго-западе Малой Азии приблизительно в середине 480-х до н.э. Дориец по происхождению. Получил прекрасное домашнее образование. В юности участвовал в политической борьбе против тирана Лигдамида; бежал на о.Самос. После свержения Лигдамида вернулся в Галикарнас. Совершил ряд путешествий по Малой Азии, Ближнему Востоку (возможно заехав и в Египет), Македонии и Балканской Греции. Вероятность посещения им Месопотамии, Эфиопии (совр. Судан) и Северного Причерноморья ныне оспаривается. В 445-44 до н.э. жил в Афинах; познакомился с видными политиками, философами и драматургами (Перикл, Протагор, Софокл). В 444-443 до н.э. в составе группы колонистов отправился в Великую Грецию (совр. южная Италия); участвовал в основании колонии Фурии на берегу Тарентского залива. Умер в Фуриях, вероятно, в середине 420-х гг.
Автор Истории в девяти книгах, ставшей в древнегреческой литературе первым историческим сочинением в собственном смысле этого слова. Преобразовал традицию древнегреческой протоисториографии (логографы), в которой описательность довлела над повествовательностью. Соединил присущие логографам дескриптивные формы (этнография, география) с нарративными. Создал новый жанр повествовательной историографии, в котором синтезировал эпическое, трагедийное, новеллистическое и документальное начала. Подчинил этнографические и географические элементы трактовке исторических событий; на концептуальном уровне это выразилось в идее зависимости истории и культуры разных народов от природных условий их существования. Ему также удалось соединить живость и занимательность рассказа, идущие от ионийской новеллы, с аналитическими рассуждениями, присущими милетской натурфилософии.
Труд Геродота, помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в их отношениях друг с другом и с греками (книги I-VI), а также рассказ о Греко-персидских войнах (книги V-VI), которое завершается описанием неудачного похода Ксеркса в Элладе (книги VII-IX). Хронологические рамки — от мифической древности до современной Геродоту эпохи.
История стала первым древнегреческим прозаическим сочинением, в котором широта охвата событий сочеталась с их анализом в общегреческой перспективе: Геродот отличается как от своих предшественников-логографов, представлявших мифическую историю отдельных городов, так и от многих своих последователей, предпочитавших локально-событийную историю (Фукидид) или историю подвигов отдельной личности (Феопомп). Главная тема Геродота — описание "великих и достойных удивления деяний" греков и варваров и выяснение причин войны между ними. С точки зрения автора, поступки отдельных героев или действия целых народов метафизически детерминированы "судьбой" и "случаем". В основу его исторической интерпретации положены идеи изменчивости человеческого счастья и зависти божества к человеческому успеху. Стремление реализовать эту концепцию побуждает Геродота творчески перерабатывать материал своих источников (как устных, так и письменных). Такой подход придает концептуальное и стилистическое единство его сочинению, которому присущи увлекательность повествования, острота сюжета, яркость образов и выпуклость характеров. В то же время идейная заданность несколько снижает его документальную ценность. Историчность многих описанных Геродотом событий иллюзорна, хотя мы и можем реконструировать общую канву исторических событий и найти у него богатый этнографический и географический материал. В одних случаях его сообщения оказываются точными, в других лишь угадывается "историческое зерно", лежащее в их основе.
Позднейшие историки часто обвиняли Геродота то в легкомысленности и неточности (Фукидид), то в "злокозненности", называя его "отцом лжи" (Плутарх). С другой стороны, античные критики (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин) высоко оценивали литературные достоинства Истории и даже отдавали ему пальму первенства перед Фукидидом.